Выбираем сырьё необходимые инструменты и материалы
Выбор материалов, инструментов и оборудования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднеобразовательная школа №305 Фрунзенского района
Города Санкт-Петербурга
КОЛЛЕКЦИЯ ВЕЧЕРНИХ ПЛАТЬЕВ
Проект выполнила:
Куруглиева Ливия,ученица 9 «Б» класса ГБОУ СОШ № 305
Педагог:
Леженина Елена Юрьевна,
педагог технологии ГБОУ СОШ № 305
Консультант:
Корчуганова Ирина Павловна,
Методист ГБОУ ДОД
Санкт – Петербург
Содержание:
Введение.
Самые известные дома мод для создания новых линий одежды всегда прибегали к прошлому, заимствуя исторические детали по множеству самых разных причин. Возрождение некоторых модных тенденций порой ложится в основу модных течений, но говорить о чистоте стиля всё же не приходится, поскольку всегда существуют технические, социальные и культурные факторы, превращающие «хорошо забытое старое» во что-то новое.
В этой работе, я представляю коллекцию вечерних платьев. На нее меня вдохновил роскошный мир морского дна.
Основная часть.
2.1. Историческая справка. На протяжении многих веков, образ вечернего платья претерпевал различные изменения. То платье было респектабельно шикарным, то обладало изящной простотой. В начале 20 века преобладали царственные платья с глубоким декольте и корсетом на шнуровке. Такое платье «песочные часы» максимально приподнимало и подчеркивало грудь, визуально очерчивало стройную талию. На смену шикарных платьев принцесс, вскоре пришли свободные платья-рубашки. Военное время внесло свои коррективы в моду на вечерние платья, минималистичный стиль 40-х годов сложился из-за нехватки тканей. В то время стали популярны узкие и короткие юбки.
Платья для торжественных случаев всегда были призваны произвести на зрителя сногсшибательное впечатление. Традиционно лидерами в мире моды становились члены королевских семей и звезды шоу-бизнеса. Такие мероприятия как премия вручения «Оскар», дают дизайнеру возможность продемонстрировать свой талант. Если наряд удался, это найдет отклик в прессе, а звезда, представившая его на красной ковровой дорожке, заслужит репутацию стильного человека.
2.2. Обоснование проекта.
Целью данного проекта является создание, женских нарядов для торжественных случаев, тематикой которых является морское дно.
Предварительные условия реализации проекта:
· Наличие интересной оригинальной идеи;
· Посещение кружка «Девицы – мастерицы» БГОУ СОШ №305
· Интерес к различным направлениям художественно-прикладного творчества
· Наличие доступных и недорогих материалов для осуществления идеи
· Наличие достаточного количества времени
· Возможность получения консультаций квалифицированных педагогов и поддержку коллектива кружка
Возможные риски:
· Отсутствие нужных материалов
· Необходимость чёткого планирования времени и строгого соблюдения определенных технологий
Планирование этапов работы
1. Разработка проекта
2. Работа над эскизом
3. Выбор материалов
4. Подбор инструментов, необходимых для работы
5. Технология сборки изделия
6. Сборка изделия
7. Отделка изделия
9. Оформление проекта (эскизы, фото, создание презентации)
Выбор материалов, инструментов и оборудования.
· Швейная машина Brother XL2240
· Швейная машина 851кл.
Черная синтетическая ткать с паетками
Ширина -140см, длина-2,00м
3.Молния потайная l=40см
4.Пуговицы 1,5см/20см , 4шт
5.Нитки черные 35лл-4кт
и белые 35лл-1кт
5.Шляпная резинка l-25см
МН 2 мм уп. 131,6/144у, цвет белый
6.Флизелин- 0,90 l-10см, нетканый термоклеевой и неклеевой прокладочный материал. Клеевое покрытие наносится на основу в виде порошка или пасты точечным или сплошным способом или не наносится вообще. Используется для придания тканям стойкости к сминанию, повышает упругость в местах постоянного деформирования, помогает сохранить размер и фасон изделия в время носки, после стирки и сухой чистки.
3.4. Техника безопасности, основные требования
При работе с иголками и булавками
1. Шейте с наперстком.
2. Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем слое случае не берите иголки, булавки в рот.
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении « от себя».
При работе с ножницами
1. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
2. Кладите их сомкнутыми остриями «от себя».
При работе на швейной машине
1. Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины.
2. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
3. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
4. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
5. Перед работой проверьте, не осталось ли в изделии булавок и игл.
6. Перед работой проверить исправность шнура.
7. Застегните манжеты рукавов.
8. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
9. Не кладите ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
10. Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.
11. Следите за правильным положением рук, ног, корпуса.
12. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть беритесь только за корпус вилки шнура.
13. Осторожно обращайтесь с пускорегулирующей педалью, нажимайте на неё плавно, без рывков.
14. По окончании работы выключите машину, уберите рабочее место.
При работе с утюгом
1. Не оставляйте включённый электроутюг в сети без присмотра.
2. Включайте и выключайте прибор сухими руками.
3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. Отключайте утюг, только держась за вилку шнура питания прибора.
7. В помещениях с бетонными полами во время утюжки стойте на резиновом коврике.
Санитарно-гигиенические правила при работе на швейной машине
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы машины.
4. Расстояние между работающим и столом должно составлять 10-15 см., а расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30-40см.
5. Кисти рук располагают на платформе машины, локти на одном уровне со столом.
6. Ноги должны опираться всей ступней на пол.
Моделирование.
Модель – образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.
Моделирование – создание разнообразных моделей одежды.
Эскиз – графическое изображение модели.
Эскиз:
Описание модели:
Вечернее платье, предназначено для девушек 18-25 лет. Состоит из черного платья прямого покроя и накидки. Изделие декорировано воротником стойкой и подолом в виде треугольника-хвоста.
На это платье меня вдохновил, электрический скат. Невероятно красивая рыба. Смотря на нее , я представляю строгое, элегантное платье, которое можно одеть на торжественное мероприятие и костюмированною вечеринку.
Цветовая гамма изделия
Первое впечатление от любого изделия возникает благодаря цвету. Он дает эмоциональный толчок, это очень сильный фактор восприятия предметов окружающего мира. Цвет в изделии может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, молодость, сдержанность и т.д.
Цвет объекта предметной среды в определенных условиях приобретает значение символа. Цветовая символика изначально была тесно связана с отражением жизненных процессов. Практический опыт развития человека подсказал ему связь между предметами природы и их цветом. Эти ассоциации касались, прежде всего, характерных свойств и качеств предмета. В связи с этим постепенно в сознании людей вырабатывалось отношение к цвету как к носителю вполне определенного содержания, играющего роль знака, символа.
Платье выполнено в черном цвете с сочетанием белого. Я выбрала черную ткань с паетками, так как блики и отражение света на блестках ,напоминают о разряде тока
Сегодня черный цвет в одежде – это классика, он в тренде всегда. Но еще шесть веков назад цвет считался исключительно траурным и популярностью не пользовался. Черный – цвет крайностей. С одной стороны, ему присущи элегантность и шик, это поистине гламурный цвет, но с другой – траурный. Многие дизайнеры, не создавая черных свадебных платьев и готических коллекций все же считают черный своим любимым цветом. Или одним из любимых. Так, любовь к черному у Кельвина Кляйна сказалась на джинсах: в конце 70-х он первым выкрасил деним в черный цвет и сделал джинсы обтягивающими. Этот «черный» поступок принес бренду небывалый успех. Без основательного черного цвета невозможно представить коллекции Balenciaga, Antonio Berardi, Yohji Yamamoto, С’N’C Costume National, Alexander Wang и др.
Белый цвет в платье присутствует на воротнике, подоле в виде хвоста ската. Думаю сочетание белого и черного-идельное. Такое сочетание в современный мир ввела превосходная Коко Шанель. Однако дерзкие сочетания черного и белого использовались и до нее. Причем Контрастное сочетание 2 цветов остается простым и элегантным, в тоже время это огромное поля для экспериментов.
5.Конструирование.
Необходимые инструменты и материалы
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем приступать к облицовочным работам, приобретите необходимые материалы и инструменты.
Похожие главы из других книг
Инструменты, необходимые для кладки печи
Инструменты, необходимые для кладки печи Лопата штыковая — для устройства котлована под фундамент.Лопата совковая — для приготовления цементно-песчаной смеси и кладочного раствора.Ножовка и молоток — для изготовления опалубки фундамента.Металлическое корыто или
Необходимые инструменты и материалы
Необходимые инструменты и материалы Прежде чем приступать к облицовочным работам, приобретите необходимые материалы и
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ Для того чтобы заняться декорированием бутылок, свечей и бокалов, вам понадобятся различные поделочные материалы и инструменты. Большинство из них имеются в каждом доме. Если вам чего-то не хватает, то в магазинах сейчас легко все
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Для того чтобы самостоятельно положить плитку на пол, нужно не только быть знакомым с технологией, но и иметь соответствующий инструмент.Плиткорез. Выбрать этот инструмент в магазине не составит особого труда, так как выбор очень большой.Для тех,
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Прижимные вальцы. Этот инструмент применяется для прикатки напольных покрытий. Его вес около 50 кг, оснащен рукояткой и колесами для транспортировки. Состоит из 4-х частей, которые огибают поверхность пола (рис. 21). Рисунок 21. Прижимные вальцы для
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Перед человеком, который решил без помощи специалистов уложить ламинат, встают вопросы: какой набор для укладки ламината предпочесть, понадобится ли дополнительный инструмент, который не входит в набор?При монтаже напольного покрытия с
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Теплоотражающий материал. Используется как теплоизолятор. Позволяет избежать неравномерного нагревания поверхности пола.Скотч. Используется для крепления материалов.Термостат (терморегулятор). Прибор для поддержания определенной
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ Из чего сшить задуманное изделие? Это первый вопрос, который встает перед рукодельницей. Необходимо выбрать подходящую ткань, найти хороший наполнитель и продумать детали оформления изделия. Цвет и текстура материалов — далеко не самый важный
Приобретаем необходимые инструменты
Приобретаем необходимые инструменты В зависимости от выбранного варианта строительства на разных его этапах потребуются различные инструменты.Главный плотницкий инструмент — топор — необходим при рубке, тесании древесины, выборке пазов и гребней. Он должен быть
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Приклеивание потолочной плитки на хорошо подготовленную поверхность не вызывает особых трудностей, поскольку она хорошо держится на любой поверхности — на кирпичной кладке, на асбестоцементном или бетонном основании, на гипсовых и
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Для монтажа подшивного потолка из гипсокартонных панелей необходим набор специальных инструментов, часть из которых потребуется для предварительной подготовки потолка и в работе по созданию каркаса, другая часть — для работы с собственно
Необходимые инструменты и дополнительные материалы
Необходимые инструменты и дополнительные материалы Монтаж занимает немного времени, поскольку не нужно перемещать мебель и подготавливать поверхность потолка. Все его недостатки сразу закрываются пленкой.Работы по устройству натяжного потолка можно выполнить
Необходимые материалы
Необходимые материалы Основной материал для изготовления деревянной лестницы – древесина. Для изготовления каждого элемента лестницы есть рекомендации по выбору пиломатериала.1. Опорная балка под косоур или тетиву. Минимальные размеры сечения площадочной балки – 5 ?
Необходимые инструменты
Необходимые инструменты Для распиловки древесины потребуется пила и лобзик. Удобна в применении электрическая циркулярная пила, но ее применяют только для грубых работ, доводку углов проводят ручной ножовкой. Прежде чем приступать к работе с электрическим
Необходимые материалы и инструменты
Необходимые материалы и инструменты Для побелки понадобятся следующие материалы и инструменты:– специальная декоративная грунтовка нужного цвета;– специальный декоративный лак бесцветный, под опал или жемчуг нужного цвета;– валик с текстурированной шубкой и
Основы сборки бижутерии: выбираем инструменты
Если вы решили начать изготавливать бижутерию, то этот материал для вас!
Вы решились! В голове масса идей, хочется воплотить всё и сразу! Вот тут нам и понадобятся инструменты. В зависимости от выбранной специализации их может быть много, но в этой публикации я остановлюсь на самых главных, без которых невозможно обойтись — это тонкогубцы, бокорезы и круглогубцы.
Выбор инструментов — дело ответственное! Хороший инструмент прослужит вам долго и от него во многом зависит качество вашей работы. Свой первый инструмент нужно выбирать лично. Не заказывать в интернет-магазинах, а пойти и выбрать самой (или самому).
С чего начать? Общие рекомендации:
1. Производитель. Лучшие инструменты делают в Швейцарии, Австрии, Бельгии, Германии, США и России. Стоимость каждого предмета — от 400 руб. Оптимальный диапазон 400-600 руб за предмет.
2. Качество. За что платим? Прежде всего качественный инструмент изготавливается из специальной инструментальной стали, имеет ряд функций и достоинств, о которых речь пойдет ниже.
3. Удобство. Инструменты имеют разный размер и предназначены для ладоней разной ширины. Ручки: у большинства инструментов ручки имеют полипропиленовые накладки (чтобы не натереть собственные руки) и пружинный механизм (чтобы после нажатия инструмент возвращался в первоначальное положение сам — очень облегчает нагрузку).
4. Размеры. Все размеры указываются в миллиметрах. Обычно указываются: общая длина, длина рабочей части (расстояние от основания до концов инструмента), ширина рабочей части у основания и у концов, а также диаметр (у круглогубцев).
Как выбрать? Возьмите инструмент в руки, сожмите и разожмите несколько раз. Инструмент должен удобно лежать на ладони, не скрипеть при сжатии, легко сжиматься и разжиматься. Накладки на ручках не должны двигаться или сползать, руки не должны скользить. Пошатайте ручки в месте соединения — рабочие части инструмента не перекашиваются? Если перекос есть — берите следующий. Удобно? Сможете работать несколько часов? Если да, то переходим к тонкостям 🙂
1. Тонкогубцы.
Почему именно тонкогубцы? Их рабочая часть сужается к концам, что позволяет добираться для труднодоступных мест, сжимать и разжимать колечки, удерживать и выравнивать мелкие детали, изгибать проволоку и так далее. Обычные плоскогубцы имеют одинаковую ширину по всей рабочей поверхности и некоторые более тонкие операции ими будет сделать тяжело или вообще невозможно.
Длина рабочей части оптимальна в пределах 25-30мм, ширина (в самом широком месте у основания) 6-7мм, на концах — 1,5-2 мм. Слишком длинные тонкогубцы могут мешать при выполнении наиболее тонких операций.
Теперь раскройте тонкогубцы — внутренняя сторона должна быть гладкой, без выбоин и царапин, чтобы инструмент не оставлял следов на вашем изделии.
Сомкните тонкогубцы — рабочие поверхности должны плотно смыкаться без зазоров и образовывать тонкую прямую линию, концы должны быть одинаковой длины и ширины.
Теперь разверните их к себе — выглядеть они должны как схема на фото. Концы смыкаются без зазоров и перекосов ровно друг над другом.
Мы выбрали свои первые тонкогубцы!
2. Бокорезы.
Бокорезы — это кусачки с одним косым срезом и узким носиком. Срез получается с одной стороны ровный, с другой под углом. Предназначены для перекусывания проволоки, тросика, лишних частей фурнитуры и так далее. На моем фото самые простые, но очень крепкие 🙂 Рекомендую брать с пружинным механизмом и защитой на ручках (и удобнее будет и руки не натрёте).
Длина рабочей части наиболее оптимальна в пределах 12-14мм при такой же примерно ширине.
Раскройте бокорезы — линия заточки должна быть ровной по всей длине и без зазубрин, и выбоин.
Закройте бокорезы — рабочие поверхности должны плотно смыкаться без просветов, а сама плоскость должна быть ровной. Концы должны быть одной длины и одинакового угла заточки.
Разверните инструмент вот таким образом — поверхность должна быть горизонтальной без выгибов или прогибов.
Теперь самое важное: поинтересуйтесь у продавца, для какого металла предназначены бокорезы и какой максимальный диаметр проволоки они могут перекусить. Никогда не перекусывайте обычными бокорезами стальную проволоку! Моментально испортите свой инструмент.
3. Круглогубцы.
Предназначены для выгибания проволоки. С их помощью можно делать соединительные колечки, петельки, делать завитки, выгибать швензы и так далее. Проверяем ручки и соединение. Наиболее комфортные для работы размеры рабочей части 20-25мм, диаметр у основания — 4-5мм, диаметр концов — 1-1,5мм.
Раскрываем круглогубцы. Рабочая часть — это два конуса, обратите внимание на то, чтобы поверхность была закруглена по всей длине (чтобы не было плоских участков), отсутствовали глубокие царапины, вмятины, а также сам конус был прямой, без изгибов.
Закрываем. Рабочие поверхности должны плотно прилегать друг к другу без зазоров, концы должны быть одинаковой длины и диаметра (бывают модели с одним конусом потолще, а другим потоньше, но сейчас эту модель мы не рассматриваем).
Разверните инструмент к себе. Концы должны соприкасаться в одной точке и быть одного диаметра, без перекосов вправо или влево (см. схему на фото). Совет: для толстой проволоки используйте круглогубцы покрупнее, для тонкой проволоки — поменьше.
Итак, краткое резюме:
1. Выбираем хорошего производителя.
2. Проверяем ручки.
3. Проверяем место соединения.
4. В раскрытом виде: отсутствие дефектов на рабочей поверхности.
5. В сомкнутом виде: плотность прилегания и равномерность длины рабочей части.
6. В положении «на себя»: плотность прилегания и правильность геометрии концов инструмента.
Самое важное: выбрав инструмент, используйте его строго по назначению!
Надеюсь, публикация была для вас полезной! Творите и создавайте прекрасные украшения! Успехов!
Выбор материалов и инструментов
Работу выполнила ученица 11 класса
Иванова Алена
Руководитель: Тихонова С.Э.
Цель и задачи проекта. 3
Обоснование темы выбранного проекта. 3
Варианты изделия. 3
История вязания крючком. 3
Выбор материалов и инструментов. 4
Организация рабочего места. 5
Техника безопасности. 6
Схема изделия. 6
Экологическая оценка изделия. 7
Экономическая часть. 7
Цель и задачи проекта.
Целью моего проекта является изготовление неповторимого изделия (шаль), в котором бы отразились все мои знания, умения и навыки по вязанию крючком. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: — изучить информацию по данной теме, проанализировать и отобрать необходимую; — выбрать из множества вариантов изделий одно; — изготовить изделие, соблюдая технологическую последовательность; -совершенствовать свои навыки и приемы работы с крючком; — оценить проделанную работу.
Обоснование темы выбранного проекта.
Ручное вязание издавна присутствовало в одежде и в моде. Самые дорогие вещи – те, что связаны вручную. Вязание считается очень увлекательным и занимательным занятием. Выбирая тему творческого проекта, мне хотелось применить свои знания и умения по вязанию крючком и создать что-то новое и оригинальное. Немного подумав, я решила изготовить вязаную шаль. Холодными зимними вечерами мне будет очень приятно, сидя в мягком кресле и укутавшись в уютную шаль, читать любимую книгу. Таким образом, у меня появится любимая вещь, сделанная своими руками.
Варианты изделия.
Я просмотрела много вариантов шали. Вот некоторые из них:
Шахматная шаль. Теплое сочетание в
шахматном порядке цветов кофе с молоком. ( прил. Рис.№1)
Шаль «Тюльпаны». Стильная, красивая, теплая шаль.
Связана из тонкой австралийской 100% (прил.Рис№2)
Шаль «Малиновый звон». Ажурная шаль согреет в прохладную погоду и придаст неповторимость вашему образу.(прил.Рис.№3)
Шаль «Вдохновение». Шаль выполнена с использованием цветочных узоров. Не даст в зиму ни замёрзнуть, ни заскучать.
Проанализировав все варианты, я выбрала себе шаль «Вдохновение». С этой работой я справлюсь.
История вязания крючком.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как
установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.
А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.
Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.
В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие, связанное, как полагают специалисты, тонкими металлическими спицами.
В Египте сохранились экземпляры вязаных вещей IV и V веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной техникой: большой палец отделен от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.
Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан — коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.
В XII веке вязание в Европе превратилось в домашнюю работу.
В XIII веке во Франции это уже доходная отрасль промышленности: вяжут шляпки, перчатки, фуфайки, капюшоны, чулки.
В Шотландии появляется традиционный головной убор — вязаный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боро- лись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, в 1612 году Пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего женщины.
В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми эти артели конкурировать уже не могли.
Но вязальное машинное производство развивалось очень медленно. Только в XIX веке его действительно механизировали.
Существовало одно время мнение, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком — ведь вязание на спицах по структуре вязаного полотна очень схоже с машинным.
Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.
Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна в золотых руках мастериц рождались красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева и другие предметы одежды и украшений.
Выбор материалов и инструментов.
При вязании крючком используют пряжу из шерсти, хлопчатобумажную, из льна, шёлка или синтетических ниток, а также полосы из ткани или трикотажа и различные шнуры. Но лучшими считаются шерстяные: на них хорошо смотрится вязаный узор, они упруги, эластичны, не скользят.
Существует много сортов шерсти, из которой прядут нити для вязания. Лучшие из них имеют шелковистое, тонкое, длинное и эластичное волокно. К ним относятся ангорская, мериносовая, верблюжья шерсть и мохер.
Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия.
При вязании крючком главным инструментом является крючок. Различают два вида крючков — короткие, которые используются для простой вязки (воздушные петли и столбики), и длинные — для вязки длинным крючком (тунисское вязание).
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из различных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают для защиты на хрупкое острие крючка.
Крючки для вязания нитками изготавливают из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1, 75.Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания также зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.
Кроме крючков используют вилку, на которой можно выполнять очень своеобразную вязку. Расправить нить и смотать её в клубок — это трудоёмкий процесс, поэтому нужна лебёдка. Чтобы смотать нитку в клубок, на лебёдке расправляют моток, тянут за один конец нитку, лебёдка крутится, и пряжа легко сматывается в клубок. Лебёдку применяют и в том случае, если пряжу надо размотать из клубка в моток. Клубок укладывают в корзину и ставят её внизу, у лебёдки. Конец нитки привязывают к одному из штырей лебёдки, крутят лебёдку, разматывая клубок в моток. Намотанную нитку перевязывают в двух-трёх местах и снимают с лебёдки. Моток стирают или красят.
Чтобы клубок можно было смотать быстро и красиво, рекомендуется приобрести сматыватель клубков или мотать клубок руками, подкладывая под нитку указательный и средний пальцы.
Кроме выше перечисленного, вам потребуются и дополнительные инструменты : иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перенимания петель.
В своей работе я использовала крючок №2, а в качестве материала – акриловую пряжу.
Организация рабочего места.
Вязание крючком – кропотливая и трудоёмкая работа. Она требует терпения, усидчивости. Для того, чтобы не чувствовать усталости от работы, надо оборудовать рабочее место и приготовить все необходимые инструменты и материалы.
Особое значение при работе имеет посадка.
При выполнении работы следует помнить, что свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Во время работы сидеть нужно прямо, на всей поверхности стула. Изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см от глаз работающего.
При чтении схем и вязании петель напрягаются глаза, поэтому ухудшается зрение. Для того чтобы это предотвратить, надо через каждые 10 минут работы делать короткие перерывы, выполняя при этом упражнения для глаз.
Техника безопасности .
Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:
1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.
3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.
7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.
Схема изделия.
Экологическая оценка изделия.
Для любого изделия, сделанного своими руками необходима экологическая оценка. С точки зрения экологии производство данного изделия не нанесёт большого вреда окружающей среде. Мое изделие выполнено из акриловой пряжи. На текстильном рынке акрил также может называться «ПАН — волокно», «нитрон», «орлон», «прелана». Сырье из природного газа добывают для получения акрила. К его основным свойствам можно отнести прочность, светостойкость, термопластичность. Его нередко называют «искусственной шерстью», так как акрил близок к натуральной шерсти по своим качествам, более того, он имеет еще целый ряд уникальных свойств. Очень хорошо прокрашиваются акриловые волокна, что способствует получению пряжи ярких и насыщенных оттенков. Акрил обладает высокой прочностью, высокой светостойкостью, не выцветает и не выгорает. Вещи из пряжи с акрилом гораздо менее скатываются, они удобны при носке, теплые и комфортные. Изделия из акрила следует стирать только ручным способом универсальными моющими средствами, не содержащими отбеливателей, при 40’С, полоскать в теплой, затем в холодной воде, отжимать легкими движениями без выкручивания. Сушить в расправленном состоянии на горизонтальной поверхности на сухой ткани. Утюжить через влажную ткань утюгом при t не более110’С. В процессе изготовления изделия мусора не осталось. Остатки пряжи я использовала для кисточек на шали. Утилизировать изделие можно, распустив нитки и связав новое изделие
Экономическая часть.
Стоимость работы, без учета стоимости труда, составила:
Пряжа – 3 моткаÎ90 р.= 270 р.
В нашем гардеробе есть вещи, обладающие особым достоинством. Позволив себе однажды стать модными, они остались такими навсегда. О них можно сказать только несколько слов: воздушные, невесомые, роскошные. И они будут узнаны. Это шали…
Литература.
1. Вязание крючком/Художник Витковская Н. И. – Ярославль: Академия развития: 2002.
2. Домоводство-3. Под ред. И. А. Мусской. – Ижевск: РИО «Квист», 1994.
3. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная лит-ра : Переизд./Рис. Е. Беловой. М.: Дет. лит., 1987. – («Знай и умей»)
Материалы для изготовления инструментов
Рабочая часть металлорежущих инструментов изготавливается из разных материалов.
Выбор материала определяется рядом факторов, основными из которых являются:
— технология изготовления инструмента;
— эффективность использования инструмента.
Все инструментальные материалы подразделяются на несколько групп (рис.2).
При выборе инструментальных материалов необходимо учитывать их основные свойства: температуростойкость (теплостойкость), износостойкость, поведение при термической обработке (деформация, прокаливаемость, склонность к обезуглероживанию), механические свойства, обрабатываемость, стоимость.
Температуростойкость — свойство инструментального материала сохранять достаточно высокую твердость при нагреве во время работы инструмента в течение периода стойкости. Высокая температуростойкость позволяет обеспечивать производительную работу инструмента.
Износостойкость — способность режущей кромки сопротивляться истиранию при резании.
Поведение при термической обработке характеризуется несколькими факторами:
— деформация, то есть изменение формы и размеров инструментов при термической обработке;
— прокаливаемость — способность воспринимать закалку на все сечение инструмента или только на определенную глубину;
— склонность к обезуглероживанию, к уменьшению содержания углерода на поверхности, ведущему к снижению твердости поверхностного слоя.
Механические свойства — определяют способность инструментальных материалов сопротивляться силовым нагрузкам. Основной характеристикой является твердость.
Обрабатываемость — характеризует возможность производительной и качественной обработки инструментальных материалов в холодном состоянии (резание, шлифование) и в горячем (ковка, штамповка, прокатка).
Стоимость всех инструментальных материалов достаточно высока, это необходимо учитывать при выборе их для конкретного инструмента.
В таблице (рис.3) приведены основные данные о свойствах инструментальных материалов.
Углеродистые инструментальные стали
Стали обыкновенного качества марок У7-У13 и высококачественные марок У7А-У13А содержат 0,7-1,3% углерода. Буква А в маркировке свидетельствует о максимально допустимом содержании вредных примесей — серы и фосфора – до 0,03% сообщающих стали красноломкость и хладноломкость.
Применяются углеродистые инструментальные стали сравнительно редко и только для ручных и ударных инструментов, а также для рабочих элементов (матрицы и пуансоны) штампов для холодной штамповки.
Легированные инструментальные стали
Режущие свойства их выше, чем углеродистых. Основными легирующими элементами служат хром, ванадий, молибден, марганец, кремний и вольфрам. Наибольшее распространение получили следующие марки сталей: 9ХС, ХВГ, X12, X12Ф, X12M, ХГС, ХГСВФ.
Применяются легированные инструментальные стали для ручных и машинных (работающих с небольшими скоростями) инструментов, для накатных инструментов и для рабочих элементов штампов.
Быстрорежущие стали
Эти стали получили широкое распространение в промышленности для изготовления металлорежущих инструментов.
Быстрорежущие стали делятся на две подгруппы:
— нормальной производительности марок Р9, PI2, PI8, Р6М5, Р6М3, которые применяются для инструментов, обрабатывающих обычные конструкционные стали;
— повышенной производительности марок Р9К5, P9K10, Р14Ф4,. Р10Ф5К5, Р9М4К8, Р6М5К5, применяющиеся для инструментов, обрабатывающих стали аустенитного класса (нержавеющие, жаропрочные и т.п.).
Основным легирующим элементом быстрорежущих сталей является вольфрам, помимо него в состав сталей могут входить молибден, ванадий, кобальт.
Быстрорежущие стали характеризуются сложностью термической обработки (ступенчатый нагрев под закалку, высокая температура нагрева при малом допустимом интервале, необходимость защитной атмосферы, многократный отпуск).
Повышения режущих свойств быстрорежущих сталей можно добиться рациональными режимами термической обработки, поверхностным упрочнением (хромирование, цианирование, сульфидирование и др.), снижением карбидной неоднородности, пластическим деформированием.
Все более распространенными методами повышения износостойкости становятся покрытия нитридами титана (TiN). Используются многослойные покрытия.
Перспективным методом является получение быстрорежущих сталей методом порошковой металлургии (марки ЗВ20К20Х4, В16М4К16Х4Н2 с HRС67. 69 и температуростойкостью до 750°С).
Твердые сплавы
Твердые сплавы применяются в виде пластинок разной формы, полученных методами порошковой металлургии спеканием карбидов вольфрама, титана и тантала, с кобальтом или никелем и молибденом.
Существуют четыре группы твердых сплавов:
— вольфрамовые (однокарбидные): ВК2 (98%WC + 2% Со). ВКЗ, ВК4В, ВК6М, ВК8, ВК8В, BKI0 и др.:
— титановольфрамовые (двухкарбидные): T5KI2B (5%TiC + 83%WC + 12% Со), T5KI0, Т14К8, TI5K6, Т30К4 и др.;
— титанотанталовольфрамовые (трехкарбидные): TT7KI2, TT7KI5, TTI0K8B (3%TiC + 7%(ТаС +NеС) + 82%WC + + 8% Со);
— безвольфрамовые на основе карбидов титана со связкой из
никеля и молибдена: МНТ (70%Тi С + 16%Ni + 5% Mo) и
КНТ (74%TiCN + 19%Ni + 7% Mo).
Сплавы первой группы применяются для обработки чугуна, пластмасс, цветных металлов и сплавов. Сплавы второй группы — для обработки стали.
С увеличением содержания кобальта прочность сплавов повышается, а износостойкость уменьшается. По прочности первое место занимают трехкарбидные сплавы, затем идут однокарбидные и двухкарбидные.
Режущие свойства твердых сплавов зависят от зернистости и структуры. Величина зерен карбидов — 0,5-1,0 мкм. Мелкозернистые сплавы ВК6М, особомелкозернистые BKIO-ОM, а также крупнозернистые с особой структурой T5KI2B, ВК4В прочнее, чем обычные сплавы и применяются для обработки труднообрабатываемых материалов и при работе с ударной нагрузкой.
При изготовлении цельного твердосплавного инструмента механическую обработку его резанием ведут перед окончательным спеканием (в таком состоянии он представляет графитообразный материал, называемый пластифицированным твердым сплавом). Определяя размеры заготовки, необходимо учитывать большую усадку твердого сплава (до 35%) при окончательном спекании.
Твердые сплавы являются наиболее перспективным инструментальным материалом почти для всех видов инструментов. При конструировании и использовании инструментов целесообразно стремиться применять твердые сплавы.
Ведущие зарубежные фирмы (Sandvik Coromant) используют международную систему маркировки твёрдых сплавов, связывая её с рекомендациями по обработке конкретных материалов, определёнными видами обработки, формой пластин и оптимальными режимами резания.
Приняты следующие обозначения:
P (синий цвет) – для обработки стали;
M (желтый цвет) – для обработки нержавеющей стали;
K (красный цвет) – для обработки чугуна;
N (зелёный цвет) – для обработки алюминия и цветных металлов;
S (коричневый цвет) – для обработки жаропрочных и титановых сплавов;
H (серый цвет) – для обработки материалов высокой твёрдости.
Наряду с буквой имеются цифровые обозначение: Р01, Р10 … Р50; первое из которых характеризует наибольшую износостойкость, последнее – прочность.
Характерными является сервисное обслуживание фирмой конкретных заказчиков по комплексному обеспечению оптимальных условий обработки резанием.
Минералокерамика
Применяется в виде пластин, основу которых составляет технический глинозем (Al2O3). Достоинства керамики: высокая твердость, теплостойкость и износоустойчивость, дешевизна. Недостаток — хрупкость.
Марки минералокерамических пластин ЦМ332, белая керамика — ВШ, черная керамика В-3 (60% Al2O3 + 40% карбиды тугоплавких металлов). В качестве добавок к керамике используют карбиды титана, вольфрама, молибдена. Такие материалы получили название — керметы.
Алмазы
Алмазные инструменты широко применяются в металлообработке: алмазные резцы для чистовой обработки цветных металлов и сплавов и неметаллических материалов, а также алмазные порошки для абразивных инструментов. Широко применяется алмаз в виде специальных карандашей для правки абразивных шлифовальных кругов.
Алмаз — самый твердый инструментальный материал (в 4-5 раз тверже твердого сплава), однако он хрупок и дорог.
Натуральные (естественные) алмазы применяются для металлообработки редко, наиболее распространены в настоящее время инструменты из синтетического алмаза, полученного из графита в условиях высоких температур и давления (до 2000°С и 30-40 тысяч атмосфер).
Вместо однокристальных алмазов обычно лезвийные инструменты оснащаются поликристаллическими алмазами — спеченный мелкий алмазный порошок в виде блока, (цилиндр диаметром 3-5 мм и длиной 5-8 мм).
Синтетические материалы
Основой их служит синтетический сверхтвердый материал — эльбор, состоящий из кубического нитрида бора (43,6% бора + 56,3% азота), имеющего кубическую решетку.
Эльбор используют в виде порошка для изготовления абразивного инструмента и доводочных паст, а также в виде поликристаллических блоков (цилиндр диаметром 3-5 мм и длиной 5-8 мм) для оснащения лезвийного инструмента (резцы, фрезы и др.).
Марки поликристаллических материалов на основе эльбора:
композит 01, композит 02, композит 05, композит 09, композит 10, исмит 1, исмит 2, исмит 3.
Высокие физико-механические свойства позволяют обрабатывать эльборовыми резцами высокопрочные стали (с HRC 48 . 64), металлокерамику, стеклопластик.
4.8. Перспективы совершенствования и использования инструментаных материалов
Из рассмотренных материалов наиболее распространены в металлообрабатывающей промышленности быстрорежущие стали, твердые сплавы и минералокерамика.
Удельный вес инструментов из этих материалов примерно следующий:
— быстрорежущие стали 66%;
— твердые сплавы 32%;
По объему снимаемого металла соотношение между ними выглядит так:
— твердые сплавы 68%.
— быстрорежущие стали 28%;
Основные тенденции совершенствования быстрорежущих сталей и их использования:
— переход на вольфрамомолибденовые марки;
— повышение содержания углерода;
— совершенствование теории легирования сталей;
— улучшение структуры за счет спецдобавок и порошковой металлургии;
— рациональное использование каждой марки стали для конкретных видов инструмента и условий обработки;
— повышение скорости резания для уменьшения наростообразования и большей пластичности срезаемого слоя особенно при зубофрезеровании.
Твердые сплавы — особо перспективный инструментальный материал, основные направления его совершенствования и повышения эффективности использования;
— создание новых марок твердых сплавов с более высокими прочностными и режущими свойствами за счет обработки композиции и улучшения структуре;
— разработка новых марок безвольфрамовых твердых сплавов;
— разработка специальных марок твердых сплавов для условий прерывистого резания;
— дальнейшее совершенствование методов износостойкого покрытия твердосплавных пластин.
Рациональный выбор инструментального материала при конструировании металлорежущего инструмента позволяет повысить эффективность обработки и производительность труда.
Токарные резцы
Назначение и классификация
Резцы – наиболее распространённые однолезвийные инструменты, предназначенные для обработки деталей с вращательным или поступательным главным движением.
Токарные резцы применяются на токарных, револьверных, карусельных, расточных станках, и токарных автоматах и полуавтоматах. В зависимости от вида станка и выполняемой работы используются различные резцы (рис.4), которые классифицируются по следующим признакам:
— по виду обработки (проходные, упорные, подрезные, расточные, отрезные, фасонные)
— по характеру обработки (черновые, чистовые);
— по установке относительно детали (радиальные, угловые, тангенциальные);
— по направлению подачи (правые, левые)
— по конструкции головки (прямые, отогнутые, изогнутые, оттянутые);
— по сечению корпуса (прямоугольные, квадратные, круглые);
— по конструкции (цельные, составные, сборные);
— по материалу рабочей части (из инструментальной стали, твёрдосплавные, из керамических материалов, алмазные, из сверхтвёрдых синтетических материалов).
Технология. Тема: Материалы и инструменты.
1 класс. «Школа России» Технология. Тема: Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
Просмотр содержимого документа
«Технология. Тема: Материалы и инструменты.»
Урок 2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
Задания и материалы в рабочей тетради: Материалы, инструменты и приспособления. Рабочее место.
Задачи урока: познакомить с особенностями организации практической деятельности: подготовка рабочего места, размещение инструментов и материалов, уборка рабочего места; показать различия между инструментами и материалами; представить учить распределять материалы и инструменты, исходя из вида работы; учить пользоваться «Словарем юного технолога»; воспитывать аккуратность и культуру труда.
Предметные: понимать значение организации рабочего места, бережного хранения инструментов; различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу; осмысление значения инструментов и приспособлений в практической работе; овладеть первоначальными навыками работы со «Словарем юного технолога».
Личностные: осмысление значимости организации рабочего места удобного и безопасного использования материалов и инструментов, осмысление индивидуальных особенностей в организации рабочего места, Регулятивные: освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью и индивидуальными особенностями.
Познавательные: систематизирование знаний о материалах и инструментах.
Коммуникативные: умение объяснять свой выбор.
Основные термины и понятия: материалы, инструменты, приспособления
Ресурсы и оборудование.
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, «рюкзак путешественника» с материалами и инструментами; различные материалы для демонстрации: бумага (цветная тонкая, картон, газетная и т.д.), пластилин, глина, ткань, природные материалы (шишки, желуди, палочки, семечки, крупа); изделия из различных материалов.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карандаш.
Урок можно начать с проверки домашнего задания. Учащиеся делятся впечатлениями о проведении анкетирования дома, рассказываю, было ли полезно проведение данного опроса, узнали ли они что-то новое и интересное о своей семье. Далее повторить материал прошлого урока, узнать о специфических особенностях учебника и рабочей тетради, о возможностях анкеты.
Учитель: «Итак, сегодня мы отравляемся в путешествие, но, ни одно путешествие не обходится без необходимых вещей, которые человек берет с собой для того, чтобы помогать ему. Аня и Ваня собрали для нас рюкзачок со всем необходимым, давайте заглянем в него и посмотрим, что же там спрятано».
Далее учитель достает из рюкзачка таблички со словами «материалы» и «инструменты». Дети читают эти два слова. Затем нужно поинтересоваться у детей, встречались ли им эти слова, что такое материалы и инструменты. Затем предлагает открыть учебник на стр. 8.
Учитель: «Прочитаем, что говорит Аня. Она говорит о материалах. Посмотрите, слово «материалы» выделено цветом, а кто помнит, что это значит. Можно заглянуть на страницу с условными обозначениями и проверить себя. Откроем «Словарик юного технолога» на стр. 125 и прочитаем определение слова «материалы».
Материал — 1) предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо; 2) ткань, материя.
Учитель: «Как вы понимаете определение данного понятия?». Учащиеся объясняют, как они поняли, что такое материал, повторяют определение своими словами. «Давайте рассмотрим рисунок на стр. 8. Назовите, какие материалы вы видите на рисунках».
Учащиеся называют, учитель достает материалы из рюкзачка и демонстрирует их, а также сообщает некоторые сведения о них и демонстрирует изделия из данного материала.
Бумага. Бумага в наборе, цветная, картон; но не только такая бумага используется в изделиях, но и газетная, журнальная, металлизированная и т.д. Пластилин в наборе разных видов. Глина в упаковке. Ткань различных видов: шерсть, х/б, ситец и т.д. Нитки: шерстяные, ирис, мулине и т.д. Природные материалы: шишки, желуди, веточки, палочки, листья, крупа и т.д.
Далее учитель предлагает учащимся самим определить по демонстрируемым изделиям, какой материал использован в работе. Также учащиеся определяют, какой материал использован для изготовления различных бытовых предметов (можно определить по тем предметам которые есть в классе): стул, стол (парта), стакан, учебник, газета, одежда и т.д.
Учитель: «Прочитаем обращение Вани на стр. 8. Он говорит об инструментах. Слова «инструменты» выделено цветом. Заглянем в «Словарик юного технолога на стр. 125».
Инструмент — ручное орудие для производства каких-нибудь работ.
Учитель предлагает открыть учебник на стр. 9, рассмотреть рисунок и назвать инструменты. Затем проходит демонстрация некоторых инструментов и обсуждение назначения.
Ножницы необходимы для вырезания деталей. Кисточка необходима для того, чтобы наносить клей на детали. Карандаш нужен, чтобы рисовать детали, чертить. Линейка – для проведения прямых линий. Стека – для отрезания кусочков пластилина.
Затем учитель предлагает определить по демонстрируемым изделиям, какие инструменты были использованы для изготовления изделий, учитель задает наводящие вопросы.
Например, аппликация из бумаги. Детали к аппликации как получены? Учащиеся высказывают свои предположения. В итоге: для получения деталей их сначала нарисовали на бумаге карандашом, затем детали вырезали при помощи ножниц, а затем приклеили, используя кисточку для клея.
На данном примере показано, что уже с первых уроков учащимся представляется последовательность работы над изделием: разметка, раскрой, сборка.
Учитель: «Использовали ли вы какие-нибудь инструменты для производства каких-нибудь работ. В чем они вам помогали?». Учащиеся рассказывают, как инструменты помогают им в жизни. Мальчики, скорее всего, рассказывают, как они помогали папе, дедушке в каких-либо строительных делах (молоток, пила, отвёртка и т.д.). Девочки расскажут о том, какие инструменты они использовали на кухне для приготовления каких-либо блюд.
Здесь можно предложить игру по определению работы, которую выполняет инструмент.
Учитель делает вывод, что инструменты используются в любой профессии, они помогают человеку выполнять какую-нибудь работу. Очень важно, чтобы любой инструмент был в рабочем состоянии, необходимо бережно к ним относиться, хранить в чехлах или коробках.
Учитель: «На стр. 9 Аня предлагает выполнить задание: назвать приспособления, которые изображены на фотографии. Узнаем в «Словарике юного технолога» определение понятия «приспособления».
Приспособление — предмет, устройство, при помощи которого совершается какая-нибудь работа, действие. Приспособление – это помощник инструмента. Например (учитель демонстрирует нижеописанные действия), нож режет, а фальцлинейка помогает, загораживая пальцы руки от лезвия. Карандаш рисует, а шаблон помогает выполнить необходимый рисунок. Иголка прокалывает ткань, наперсток создает опору для иглы.
Далее учитель предлагает выполнить задание Ани и обсудить назначение названных приспособлений. После учитель может предложить снова по демонстрируемым изделиям предположить, какие приспособления были использованы в работе.
Далее учитель обращает внимание на условные обозначения, которые встречаются на стр. 9 учебника.
Проверяем себя. Можно ли катушку назвать приспособлением для хранения ниток? Можно рассмотреть отдельно такой предмет, как «катушка». Здесь необходимо обратиться еще раз к определению понятия «приспособление» и узнать, помогает ли катушка совершить какое-нибудь действие, работу; помогает ли какому инструменту? Учащиеся высказывают свои мнения. Здесь катушка помогает рукам наматывать нитку, то есть руки – это инструменты.
Рабочая тетрадь. Учитель предлагает открыть содержание рабочей тетради и посмотреть, на какой странице предлагается задание «Материалы, инструменты и приспособления». На стр. 6 предлагается задание, учитель читает и обсуждается вместе с классом. Карандашом необходимо отметить те материалы, инструменты и приспособления, которые понадобятся на уроках технологии. Нужно поставить галочку около выбранного предмета. Первые два-три предмета стоит обсудить всем вместе, а далее работа проходит самостоятельно.
Работа в тетради продолжается на стр. 7, это задание можно выполнить всем вместе.
Учитель: «Итак, мы теперь знаем, что необходимо взять с собой в путешествие, но еще есть одно правило, которое необходимо соблюдать на наших уроках – это грамотно организовывать свое рабочее место, чтобы каждое приспособление, инструмент, приспособление было на своем месте. Откроем учебник на стр. 10. Здесь Ваня предлагает рассмотреть, как организовано рабочее место для работы с бумагой. Посмотрите, как располагаются все предметы. Прямо перед нами на столе лежит клеенка, подкладной лист. Для чего она понадобится? (учащиеся высказывают свои ответы). Слева сам материал – цветная бумага. Прямо за клеенкой клей, кисточка для клея, тряпочка, все это на подставочке. Справа стаканчик с ножницами, линейкой, карандашами». Объясняя организацию рабочего места при работе с бумагой, учитель демонстрирует расположение материалов, инструментов на макете (возможен электронный вариант).
Проверяем себя. По рисунку на стр. 10 определить, для работы с каким материалом подготовила рабочее место Аня? Здесь также обсуждается, какие инструменты и приспособления могут пригодиться для работы.
Можно заполнить таблицу подвести итоги, этой таблицей учащиеся могут пользоваться первое время, как подсказкой. Таблица заполняется по мере обсуждения материала учебника на стр. 10.