Интересные опыты для детей с шоколадом
Образовательная ситуация «Каким бывает шоколад»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Образовательная ситуация «Каким бывает шоколад»
для детей 6-7 лет
Громина Надежда Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №12»,
г.Усинск, Республика Коми
Цели: Познакомить детей со свойствами шоколада (сладкий, горький, растворяется, тонет, не тонет, хрупкий) через элементарное экспериментирование. Развивать умение высказывать свои предположения, делать вывод на основе полученного результата.
Материал: какао-порошок, шоколад горький, молочный, пористый; одноразовые медицинские шапочки, одноразовые тарелки, ложки, чашки с водой и молоком по количеству детей; контейнер с горячей водой, металлическая тарелка.
Организация: Проводится по подгруппам по 10-15 человек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация «Каким бывает шоколад »
для детей 6-7 лет
Громина Надежда Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №12»,
г.Усинск, Республика Коми
Цели: Познакомить детей со свойствами шоколада (сладкий, горький, растворяется, тонет, не тонет, хрупкий) через элементарное экспериментирование. Развивать умение высказывать свои предположения, делать вывод на основе полученного результата.
Материал: какао-порошок, шоколад горький, молочный, пористый; одноразовые медицинские шапочки, одноразовые тарелки, ложки, чашки с водой и молоком по количеству детей; контейнер с горячей водой, металлическая тарелка.
Организация: Проводится по подгруппам по 10-15 человек.
Развитие ситуации: Ребята, посмотрите сегодня дети из младшей группы, угостили меня шоколадом? Я очень люблю шоколад и всегда хотела узнать о нём больше.
Ребята, а вы хотите узнать, откуда появился шоколад? Как, где и из чего делают его? Почему он такой вкусный, и почему от него пачкаются руки? А ещё вреден он или полезен? А всю информацию, которую мы узнаем, соберём в специальный буклет.
А на какие вопросы нам ещё нужно найти ответы? Из чего делают шоколад? Бывает ли горьким шоколад? Может ли быть жидким?
Опыт 1. Свойства какао. Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок. Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного) А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)
Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе? Совершенно верно, какао имеет горький вкус.
А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао). У вас в одном стакане холодное молоко, а в другой я налью вам теплое. Как вы думаете, где какао растворится быстрее? (в тёплом)
Вывод: Наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в тёплой жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада. А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей). У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. Попробуйте их сломать. Какой вывод можно сделать?
Вывод : Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
Опыт 3. Вкус шоколада. А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий). А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий). Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга? Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
Вывод: Чем больше в шоколаде какао — порошка, тем он более горький на вкус.
Опыт 4. Тонет – не тонет. А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул). А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность). Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Шоколад может тонуть, если он плотный и в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.
Опыт 5. Горячий шоколад . А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?
Вывод: Наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.
Теперь мы можем ответить на вопрос: почему от шоколада пачкаются руки?
А сейчас давайте из картинок, что лежат на нашем столе сделаем небольшой буклетик, в котором расскажем о том, что мы сегодня узнали о шоколаде (на листе картона дети приклеивают картинки, с изображением свойств шоколада). Наш буклетик готов.
Возможное усложнение ситуации: Может ли темная тягучая шоколадная смесь принять другую форму? Давайте перельем её в формочки и посмотрим, что произойдет (через некоторое время он застывает). Шоколад застыл и принял ту форму предмета, в которую был налит. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Шоколад пластичен и принимает форму предмета.
Кулинарные опыты с шоколадом
Евгения Булычева
Кулинарные опыты с шоколадом
Моя дочь Юля (ей 10 лет) на лицейской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» защищала исследовательскую работу по теме «История шоколада». Её научная работа и первые кулинарные творения были по достоинству оценены. Юля заняла 2 призовое место.
Принимайте её первые опыты с шоколадом. Пока еще все кривовато, косовато, но как увлекает сам процесс! Шоколад — очень капризная штука, требует времени, терпения, не прощает ошибок.
Можно взять любой шоколад – горький, молочный, белый (кроме пористого, то есть цвет и марка шоколада не важны, главное, чтобы там не было добавок в виде изюма или орехов.
Купили шоколад, дальше для работы его надо растопить. Необходимо помнить, что самый главный враг шоколада – это вода. Капля воды, попавшая в шоколад, сделает его непригодным к работе. Чтобы избежать этого, тщательно и насухо вытираем руки, посуду, ложки, все, что может соприкоснуться с шоколадом или просто капнуть водой, пролетая над миской с шоколадом. По этой причине не рекомендуется использовать деревянные ложки, в них долго может сохраняться влага.
Помещаем шоколад в емкость и ставим в горячую воду, помешиваем до тех пор, пока полностью не растает. Шоколад спешки не любит. Чем медленнее, тем надежнее. С паровой бани шоколад можно снимать, как только он растопится. Горький шоколад более терпим к горячей температуре, белый шоколад – существо нежное и капризное.
Домашние шоколадные конфеты с вишней (клюквой)
Состав (на 12-15 конфет): 250-300г горького шоколада, вишня замороженая без косточек (из расчета 1 ягодка на одну конфету).
Кроме того: форма для льда.
Приготовление: шоколад растопить на водяной бане. Налить по 1ч. л. шоколада в каждую ячейку формы. Равномерно распределить шоколад по стенкам ячеек. Убрать форму в холодильник на 2 часа. Затем достать, положить в каждую ячейку по ягодке (не размороженной) и залить шоколадом до краёв ячеек (если шоколад успел остыть, то немного его подогреть). Убрать форму в холодильник на 2-4 часа. После чего вытряхнуть готовые конфеты на поверхность стола (если конфеты не выпадают из формы, нужно ещё подержать её в холодильнике).
Фрукты в шоколаде
Взять любые фрукты, на ваш вкус (бананы, клубника, чернослив, мандарин, виноград, ананас, яблоко, груша, персик, шоколад, пакетик кокосовой стружки и молотые орешки, длинные палочки. Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в предварительно растопленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку или орешки. Из нескольких таких палочек можно собрать фруктовый букет, который украсит любой праздничный стол.
А если в растопленный шоколад обмакнуть виноградинку и кусочек банана, соединить их между собой деревянной палочкой (зубочисткой, получится настоящий шоколадный гриб, который несет на своих иголках мой ёжик.
Шоколадные корзинки
Растопить черный шоколад. Готовые песочные корзинки смазать с растопленным шоколадом. Поместить в холодное место минимум на час. Наполнить корзинки любым кремом.
Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий шоколад!
Распространение педагогического опыта Уважаемые коллеги!Все мы озадачены подготовкой к аттестации! Поэтому спешу поделиться информацией, которая будет интересна всем, кто.
Участие в межрегиональной научно-практической конференции 24 февраля в г. Йошкар-Оле прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях перехода.
Занятие-эксперимент «Шоколадные тайны»
Татьяна Гудкова
Занятие-эксперимент «Шоколадные тайны»
Занятие-экспериментирование по теме «Шоколадные тайны»
Получение в ходе эксперимента шоколадной массы из пищевых продуктов (сливочное масло, сгущенное молоко, какао, обоснование причин популярности шоколада среди взрослых и детей.
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления шоколадной массы;
Упражнять в умении анализировать, обобщать; развивать память, любознательность, внимание, воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи;
Дать детям возможность получить удовольствие от своих открытий.
Форма для детей: колпаки, фартуки;
продукты: сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника, плитка шоколада, сахар, орехи без скорлупы;
посуда: контейнер для смешивания, миксер, форма для шоколадной массы, ложечки, тарелочки под продукты, формочки для шоколада.
Ход эксперимента.
Постановка цели эксперимента.
— Ребята, а вы хотели бы сейчас стать настоящими кулинарами и приготовить продукт, который бы нравился всем, и раскрыть секреты этого продукта?
— Но у всех поваров есть специальная одежда, поэтому предлагаю вам примерить на себя фартуки и колпаки и пройти на нашу мини-«кондитерскую фабрику».
В комнате стоит стол, накрытый скатертью, в тарелочках приготовлены продукты: сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ядра подсолнечника. Дети надевают фартуки и колпаки.
Инструктаж по технике безопасности.
— Во время работы мы с вами будем пользоваться миксером. Включать миксер можно только тогда, когда венчики опущены в чашу. Работать можно только под присмотром воспитателя. Посуда тоже стеклянная, поэтому тарелки нужно брать аккуратно, двумя руками. А ещё перед началом работы нужно обязательно вымыть руки.
1-ая часть эксперимента.
Каждый ребенок берет свою тарелочку с продуктами и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло. Эти продукты взбиваются миксером.
— А теперь я предлагаю вам попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)
— Значит, что мы с вами получили? (шоколад)
— А какие начинки или добавки могут встречаться в шоколаде? (изюм, орехи, желе, крем)
— А мы с вами попробуем приготовить новый вид шоколада – с семечками. Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (смешать полученный шоколад с зернышками семечек)
— Смешивать будем с помощью вилки.
Ребенок высыпает последний компонент шоколада. Воспитатель помогает всё перемешать. Детям предлагается попробовать на вкус новый вид шоколада.
— Каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Воспитатель подводит детей к названию «Дашкина радость»).
— Назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).
— Итак, для приготовления шоколада необходимы: сливочное масло, какао, сгущенное молоко. В качестве добавки можно использовать изюм, орехи, и даже ядра подсолнечника.
2-ая часть эксперимента.
— Ребята, а вы раньше ели шоколад? (да) Он тоже был жидкий или имел какую-то форму? (имел форму)
— А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то как это можно сделать? (вылить в разные формочки).
Дети разливают шоколадную массу в формочки. Воспитатель предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.
Пока шоколад не загустел, он может принимать форму в зависимости от той формы, в которую его залили. И сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.
Игровое упражнение «Узнай на вкус»
— Теперь после такого важного открытия я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Сейчас я вам завяжу глаза, а вы попробуете угадать, что такое я вам дам покушать. (Дети узнают на вкус шоколад, сахар, конфету, орех).
Беседа «Как шоколадка на дереве выросла»
— Ребята, а как вы думаете, какой продукт в шоколаде самый главный? (ответы детей, подвести к ответу «какао»)
— А вы задумывались, откуда берется какао? (нет)
— А хотите узнать? (да)
— Оказывается, какао растет на дереве. В теплых регионах планеты растет дерево, которое называется какао. Второе его название – шоколадное дерево (воспитатель показывает картинку какао-дерева). Плоды этого дерева называются какао-бобы. Когда они созревают, их очищают от кожуры и перемалывают. Получается какао. Из этого какао на шоколадных фабриках при добавлении масла и сахара получают шоколад.
Дидактическая игра «Как появилась шоколадка»
— Предлагаю вам правильно расставить этапы, которые прошла шоколадка, прежде чем попасть к нам на стол.
(Цветущее дерево-какао, дерево-какао с зелеными плодами, дерево какао со спелыми плодами, какао-бобы без кожуры, шоколадная фабрика, шоколадка).
3-я часть эксперимента. Открытие тайны шоколада.
Воспитатель открывает коробку, на которой надпись: «Секреты шоколада», внутри «плитка шоколада»
— Необычная плитка, в ней спрятались секреты шоколада! Предлагаю разгадать первый секрет шоколада, а для этого я угощу вас всех шоколадом.
Дети пробуют шоколад.
— Вы любите шоколад? (да)
— А за что? (ответы)
Открывается первый секрет: Шоколад очень вкусный.
(на карточке схема: улыбка с высунутым языком)
— Назовите свой любимый шоколад. («Аленка», «Kinder chocolate»)
— Как вы думаете, взрослые любят шоколад? (Да)
— Значит шоколад любят и взрослые, и дети. А теперь посмотрите друг на друга. Вы все сейчас покушали шоколад. У кого из вас поднялось настроение и появилась улыбка на лице? (У всех)
— Действительно, ученые доказали, что шоколад улучшает настроение, поэтому его любят дарить и получать в подарок. Это и есть второй секрет шоколада. (Открывается схема с пиктограммой «хорошее настроение»).
— А есть люди, которые видят шоколад самых разных форм и вкусов каждый день. Это те, кто делает шоколад. (Воспитатель показывает иллюстрации шоколотье). Как вы думаете называется профессия человека, который делает шоколад? (Варианты ответов детей)
— Интересные названия вы придумали, на самом же деле шоколадных дел мастера называются шоколотье. А вы уже были в роли шоколотье? (Да, когда получили шоколад).
— Однако у шоколада есть еще один секрет. Его еще называют вредным. Может вы уже догадались, какой это секрет? (Предположения детей)
— Действительно, в большом количестве шоколад становится вредным: болят зубы, живот, портится настроение.
Дети открывают схему с изображением грустного лица с завязанной щекой.
— Нам удалось сегодня раскрыть много секретов шоколада. Какие это секреты?
— Что еще хотели бы узнать?
— Мне понравился второй секрет о том, что шоколад улучшает настроение и его можно подарить друзьям. Мне хочется вас порадовать и угостить шоколадом. (Воспитатель достает плитку шоколада, в ней много маленьких плиточек угощает детей и гостей, желает всем хорошего настроения.
Итак, при смешении сгущенного молока, какао и сливочного масла получается шоколад.
Шоколад изначально жидкий. Чтобы придать ему форму, нужно разложить его в формочки и остудить.
Шоколад имеет свои секреты: он сладкий и вкусный, поэтому нравится большинству людей; он поднимает настроение; если шоколада съесть слишком много, то будет болеть живот.
Конфеты. Коврижка. Конфеты из » Малютки»Для приготовления этого лакомства нам потребуется молочная смесь «Малютка» 1 пачка, сливочное масло — 200 граммов,.
Маленькие художники В нашей прогимназии есть передвижные выставки художников. Дети знакомятся с их творчеством. Подолгу рассматривают картины, любуются русской.
Интересные опыты для детей с шоколадом
Много статей Яковишина Л.А. посвящены опытам с пищевыми продуктами. [11] В работе использованы методики проведения опытов по определению качественного состава шоколада.
Для опытов 2, 3, 4 и 5 необходимо предварительно натереть шоколад на мелкой терке или настругать его ножом.
Объекты исследования: темный шоколад «Россия щедрая душа», молочный шоколад «Россия щедрая душа», молочный шоколад «Dove», молочный шоколад «Alpen Gold», молочный шоколад «Яшкино».
Опыт 1. Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде
В колбу налить немного горячей воды, опустить небольшой кусочек шоколада поставить колбу на водяную баню.
Дождаться полного растворения шоколада и прибавить несколько капель йода. Если шоколад размешан мучнистыми или крахмалистыми веществами, то отвар окрасится в синеватый цвет; отвар чистого нефальсифицированного шоколада под влиянием того же реактива окрашивается слегка зеленоватым цветом
Опыт 2. Обнаружение непредельных жирных кислот
Кусочек шоколада обернуть фильтровальной бумагой и надавить на него. На бумаге должны появиться жировые пятна.
На пятно поместить каплю слабого раствора KMnO4. Образуется бурый MnO2 из-за протекания окислительно-восстановительной реакции:
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция (обнаружение белка)
В пробирку насыпать шоколад (примерно 1 см по высоте) и прилить 2–3 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнуть и отфильтровать. К 1 мл фильтрата прилить, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной HNO3.
Полученную смесь нагреть. Наблюдается желтое окрашивание, переходящее в оранжево-желтое при добавлении 25 %-ного раствора аммиака. Реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
Опыт 5. Сахарное поседение шоколада
Несколько кусочков шоколада слегка опрыскать водой, завернуть в фольгу и поместить на 1–2 недели в холодильник (не в морозильное отделение). Со временем на поверхности шоколада появится белый налет. Это выступили кристаллики сахарозы.
Смыть налет 3–5 мл дистиллированной воды и обнаружить в полученном растворе сахарозу. Для этого к раствору прилить 1 мл 5-10 % раствора NaOH и 1–2 капли 10 % раствора CuSO4. Смесь взболтать. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты). [10, с. 73]
2.4.2. Результаты исследования
Результаты качественных реакций приведены в таблице 2.4.2.1 (приложение 7)
«+» — положительная проба (количество «+» показывает интенсивность окрашивания), «-» — отрицательная проба. В таблице приведены так же данные этикеток (содержание жира, углеводов, белков (г/100г)
Результаты второго опыта подтвердили наличие во всех видах шоколада жиров, по образованию жировых пятен на фильтровальной бумаге. А наличие в жирах непредельных карбоновых кислот доказало образование бурого осадка оксида марганца при окислении их перманганатом калия.
Содержание непредельных жирных кислот в молочном шоколаде «Dove» выше, чем в других образцах. Это объясняется частичной за-меной какао-масла на молочный жир.
В молочном шоколаде «Alpen Gold» по данным этикетки наименьшее содержание непредельных жирных кислот, однако результат – цвет бурого пятна, соответствует цвету, полученному в опыте с молочным шоколадом «Dove».
Третий опыт доказывает в пяти видах шоколада наличие углеводов по образованию ярко-синего окрашивания при взаимодействии с гидроксидом меди (II).
Такую реакцию даёт сахароза, представляющая многоатомный спирт. Больше всего сахарозы содержится в молочном шоколаде «Dove», хотя по показателям с этикетки у этого шоколада содержание углеводов меньше, чем у молочного шоколада «Россия щедрая душа».
В молочном шоколаде «Alpen Gold» опыт так же показал большое содержание сахарозы, но это соответствует данным этикетки.
«Сахарное поседение» наиболее ярко было выражено у шоколада «Dove» и «Alpen Gold».
Наличие белков в шоколаде доказали ксантопротеиновой реакцией – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой даёт жёлтое окрашивание. Содержание белка в темном шоколаде «Россия щедрая душа» и в молочном шоколаде «Alpen Gold» выше, чем в других объектах.
Опытным путём нам удалось подтвердить основные составляющие шоколада, это: жиры, углеводы, белки.
Исследовательский проект «Тайны любимого лакомства»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11,
ЛАЗОВСКОГО РАЙОНА, ПРИМОРСКОГО КРАЯ
«Тайны любимого лакомства»
ученица 2 класса «А»
учитель начальных классов I кв.категории
Цыркова Мария Александровна
2. История возникновения шоколада ……………………………………………………………4
3. Влияние шоколада на организм человека …………………………………………………6
5. Интересные факты о шоколаде ………………………………………………..8
На уроке окружающего мира мы говорили о продуктах, которые полезны для человека. Оказалось, что не все любимые нами продукты полезны для организма человека. Я ужасная сластена, больше всего на свете я люблю шоколадные конфеты. Но мама мне всегда говорит, что это вредно, что можно потолстеть, что у меня испортятся зубы, даже могут появиться прыщи. Мне стало очень интересно, правда ли это, поэтому я решила узнать, полезен шоколад или вреден для нашего организма.
Цель моего проекта:
Узнать о влиянии шоколада на мой организм.
Задачи моего проекта:
Провести социологический опрос моих одноклассников и взрослых.
Изучить, историю возникновения шоколада.
Провести исследование влияния шоколада на организм человека.
Попробовать изготовить шоколад в домашних условиях.
Гипотеза: я думаю, что шоколад полезен, потому что он очень вкусный.
Объект исследования: шоколад.
Свою работу я решила начать с опроса моих одноклассников и окружающих меня взрослых. В опросе приняли участие: мои одноклассники – 28 человек. Взрослые (учителя и родители) – 10 человек. Всего опрошено – 38 человек. Я им задала четыре вопроса:
Любите ли вы шоколад?
Какой шоколад предпочитаете горький, молочный, белый?
Считаете ли вы шоколад вредным или полезным?
Что вы знаете о происхождении, пользе и вреде шоколада. Результаты опроса.
После того как мы все проанализировали, я сделала вывод, что шоколад очень любят и дети, и взрослые, но практически ничего не знают о его происхождении, и не уверены полезно ли это лакомство.
2. История возникновения шоколада
Шоколад — кондитерское изделие, изготавливаемое с использованием плодов какао. Слово «шоколад» происходит от слова «чоколатль» — названия напитка из бобов какао, дословно — «горькая вода». рррИстория шоколада началась, примерно, 4 тысячи лет назад с египетских десертов, описанных в дошедших до нас папирусах. О шоколаде мир узнал, когда древние племена Майя и Ацтеков обнаружили чудесные свойства какао. Индейцы приготовляли «горькую воду» из каких-то древесных плодов, которые они называли «какахуатль». В науке это дерево носит название «теоброма какао», что в переводе с языка индейцев значит «божественный напиток какао». Это небольшое дерево, не выше 8 метров. Есть у этого дерева любопытная особенность – плоды его растут не на концах ветвей, как, например, яблоки, груши или апельсины, а сидят прямо на стволе. В плодах под защитой мясистой оболочки ровными рядами лежат плоские красноватые или коричневатые семена. Это и есть так называемые «бобы» какао. Майя отличились тем, что побросали бобы какао на землю. Солнце подпалило их, и кто-то из бедняков собрал зерна и кинул в чашку с водой. Получился первый шоколад. Богачи подсмотрели, как бедняки пьют «какаву», и отобрали чашку с «какавой» у бедняков. Они провозгласили напиток священным и объявили, что пить «какаву» простолюдинам — плохая примета. Вскоре они сделали шоколад деньгами, всего за 10 шоколадных зерен можно было купить кролика, а за 100 — крепкого раба. ииииСогласно легенде, семена какао попали на землю из рая, поэтому оно дает силу и мудрость всем, кто ест его плоды. Индейцы майя, а потом и ацтеки на протяжении многих столетий смешивали молотые и обжаренные какао — бобы с водой, а затем в эту смесь добавляли горький перец. Так получался горьковатый, острый пенистый напиток высокой жирности, который пили холодным. тттттВ Европе о напитке из какао узнали в 1520-х годах. Первым из европейцев его попробовал испанец Фердинандо Кортес. Выпив лишь чашечку напитка, он понял, что «чоколатль» принесет ему славу в Испании, поэтому он нагрузил целое судно какао-бобами. Испанцы долго держали в секрете рецепт шоколада. Они добавили к напитку корицу, сахар, а также орехи, а горький перец чили перестали добавлять. При этом шоколад принято было употреблять в горячем виде. Но уже в 17 веке шоколад стал известен по всей территории Европы. Тттт Первое кафе, где подавали шоколад, было открыто в Лондоне в 1657 году. Шоколад был напитком для богатых. В 1700году англичане додумались добавить в смесь молоко, так появился молочный шоколад. Первые шоколадные фабрики России были открыты в середине 19 века.
3. Влияние шоколада на организм человека.
Ну а теперь перейдем к главному вопросу моего проекта: «Какое же влияние на наш организм оказывает шоколад?»
Полезное влияние шоколада.
Стимулирует работоспособность и творческую активность человека.
Способен снять чувство тревоги и поднять настроение.
Черный шоколад в умеренных дозах способен предотвратить сердечно-сосудистые заболевания. Предохраняет от атеросклероза.
В шоколаде присутствует витамин F, снижающий уровень холестерина в крови и уменьшающий вероятность развития инфарктов и инсультов.
Одной плитке шоколада содержится калия, кальция, минеральных веществ и витаминов В1, В12 и РР больше чем в одном зеленом яблоке.
В черном шоколаде очень много железа.
В состав масла какао входят вещества, которые уничтожают бактерии, разрушающие эмаль зубов и вызывающие кариес.
Вредное влияние шоколада.
Можно располнеть, так как шоколад высококалорийный продукт – в 100 граммах шоколада содержится от 400 до 700 калорий (белый шоколад гораздо калорийнее черного).
Усиливает работу сальных желез, поэтому если есть шоколад каждый день могут появиться прыщи.
Может вызвать аллергические реакции организма.
Что же мы увидели? Оказывается положительных воздействий на организм намного больше, чем отрицательных. Тем более, что отрицательные последствия для организма могут наступить только в том случае, если есть шоколада слишком много.
От изучения теории я решила перейти к практике. С помощью интернета я изучила, как делают шоколад на кондитерских фабриках.
4. Производство шоколада
Прежде чем какао – бобы, растущие на деревьях, становятся шоколадом, они проходят несколько этапов обработки. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1 этап. Сбор урожая какао – бобов.
Рабочие срезают стручки с деревьев при помощи небольших ножей, привязанных к длинным шестам. Они разбивают стручки и достают какао – бобы.
2 этап. Ферментация и сушка.
Какао–бобы помещают в деревянные ящики и накрывают банановыми листьями для ферментации. Затем какао – бобы раскладывают на неделю для сушки.
3 этап. Контроль какао – бобов.
После сушки какао – бобы сортируют , тестируют и классифицируют в зависимости от их качества.
4 этап. Сортировка и очистка.
Какао – бобы отправляют на очистку, затем их взвешивают.
После очистки и сортировки их обжаривают в больших печах. Уже в печи они становятся коричневыми. Процесс обжарки длится от 30 минут до 2 часов.
6 этап. Дробление.
После обжарки какао – бобы дробят и отделяют в специальных машинах шелуху.
7 этап. Прессование какао – массы.
Какао – массу помещают под огромный пресс, который выжимает какао – масло, оставляя жмых. Гигантские мешалки дробят какао – массу до образования тертого какао.
8 этап. Производство шоколада.
При нагревание какао – порошка получается «шоколадный ликер». Его обрабатывают щелочью, от которого шоколад становится густым и более вкусным. Затем все ингредиенты смешиваются вместе ( сахар, молоко, какао – масса, какао – масло) до получения однородной массы.
9 этап. Темперирование шоколада.
Шоколад нагревают, затем охлаждают, снова нагревают и охлаждают, до тех пор, пока какао – масло закристаллизуется. Температура дает шоколаду блеск.
10 этап. Формовка.
Готовая шоколадная масса разливается в формы и охлаждается. В результате получается любимый шоколад.
5. Самые интересные факты о шоколаде.
У шоколада есть даже собственный день. 11 июля является официальным Всемирным Днем Шоколада. Этот праздник был придуман французами в 1995 году.
«Мультиверк» — название берлинской фирмы. Она выпускает шоколадные пластинки, которые после прослушивания можно съесть.
Из-за такого вещества как «теобромин», шоколад является ядовитым продуктом для животных.
В 2011 года в Чикаго была изготовлена огромная плита шоколада общим весом около 5,5 тонн. Для ее производства понадобилось примерно 800 килограмм масла какао и 600 килограмм какао порошка.
Чуть позже этот рекорд был побит в Англии, где была изготовлена еще большая по размерам шоколадка – весом 5,8 тонн. Для ее производства понадобился труд 50-ти человек.
Кондитеры Нью-Йорка создали самую высокую в мире башню из шоколада. Для башни высотой в 6 м 40 сантиметров понадобилось свыше 1 тыс. килограммов черного шоколада, а строительство заняло более 30 часов.
Самый тяжелый шоколадный батончик был изготовлен в Италии. Его вес достиг 2280 килограммов.
6. Экспериментальная часть.
Подтверждение чувствительности шоколада к температурным изменениям.
Исследование тёмного и белого шоколада.
Я взяла 2 пробирки. В пробирку №1 насыпала 1 мерную ложку тёмного шоколада, в пробирку №2 насыпала ложку белого шоколада.
Пробирки № 1 и № 2 поместила в воду температурой +35 градусов.
Белый шоколад растаял быстрее темного.
Вывод: белый шоколад плавится при более низких температурах.
Обнаружение жиров в шоколаде.
Кусочки шоколада трех видов (темного, белого и молочного) я обернула фильтровальной бумагой и надавила на них. На фильтровальной бумаге появились жировые пятна. На пятно капнула 1 каплю раствора марганца ( KMnO4). Пятно окрасилось в бурый цвет. Это произошла реакция окисления.
Сравнила пятна, полученные от белого, молочного и тёмного шоколада.
Вывод: В белом шоколаде какао масла содержится большое количество, в молочном среднее количество, а в тёмном шоколаде какао масла меньше всего. Значит он полезнее.
Исследование тёмного шоколада
на содержание в нём углеводов.
В пробирку я насыпала шоколад 1 мерную ложечку, долила 2 мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхнула и отфильтровала. К фильтрату (раствор после фильтрации) добавила 1 мл. раствора щёлочи и 3 капли медного купороса. Опять встряхнула пробирку. Раствор окрасился в ярко синий цвет.
Вывод: Происходит ярко-синее окрашивание раствора, это означает, что в шоколаде присутствует сахар.
«Моделирование сахарного поседения».
Эксперимент долгосрочный проводился в течении двух недель.,
Несколько кубиков шоколада я опрыснула водой, завернула в фольгу и поместила на 1–2 недели в холодильник (не в морозильное отделение). На поверхности шоколада появился белый налет.
Затем я аккуратно ножом сняла этот налет, поместила на предметное стекло и рассмотрела под микроскопом при большом увеличении.
Полученные кристаллы я смыла дистиллированной водой, отфильтровала и добавила 3 капли раствора щёлочи и 3 капли медного купороса.
Полученный раствор окрасился в ярко – синий цвет, что характерен для сахарозы.
Вывод: Белый налёт на шоколаде и есть сахароза. Полученный синий раствор это химическая реакция на сахарозу. Мы подтвердили, что поседение шоколада – это образование кристаллов сахара от изменения температуры хранения шоколада.
Изготовление шоколада в домашних условиях.
Изучив историю шоколада, теорию создания шоколада, проведя опыты и исследования, я решила попробовать изготовить шоколад в домашних условиях.
Молочный шоколад «Нежный»
• порошок какао 4 столовых ложки;
• сливочное масло – 50 граммов;
• сахар – 1 чайная ложка;
• молоко – 100 граммов.
В подходящую миску сначала нужно налить молоко и разогреть его на среднем огне. Далее туда же высыпать сахар и порошок какао. Тем временем масло растапливается в отдельной ёмкости на водяной бане, а потом переливается в миску с основной смесью, которая после добавления масла должна быть доведена до закипания. После огонь следует уменьшить и варить шоколад ещё в течение 2-3 минут. Приготовленный состав далее разливают по формам и ставят в холодильник.
По результатам проделанной работы я пришла к выводу, что
Шоколад – это самый натуральный продукт, значит, он не может быть вредным!
Самый полезный – это горький шоколад.
Шоколад благотворно влияет на здоровье человека, если его использовать в пищу в допустимых дозах.
Разумное употребление шоколада нисколько не может навредить нашему здоровью, а иногда даже помогает нам справиться с недугом. Точная «доза» пока что не установлена. Однако все дружно сходятся на том, что несколько плиточных квадратиков или две шоколадные конфеты никакого вреда не принесут.
8. Используемая литература.
«Все обо всем». Энциклопедия для детей. (сост. Г. Шалаева. т.7, 12 – Москва,2006 г.
«Что такое. Кто такой». Энциклопедия для детей. Том 3. – Москва, 2005 г.
Познавательный журнал для девочек и мальчиков. «Детская энциклопедия». №5, 2008 год.
Использованные ресурсы сети интернет.
Интересные опыты для детей в детском саду и дома
Друзья, приветствую вас у себя в гостях! Знаете, тема, о которой мы сегодня поговорим, важна всем, кто хочет развить в своих детках любознательность, умение искать выход в любой сложной ситуации, смелость в принятии решений и активность. Мы не просто показываем интересные опыты для детей в детском саду и дома, мы знакомим малышей с огромным миром, где все может взаимодействовать. И некоторые такие взаимодействия, поразят до глубины души вашего кроху! Осталось только назвать эти эксперименты. Ну что, поехали?
Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома
Торнадо
Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.
Фокус с водой и трубочкой
Дуешь в бутылку, а вода течёт из трубочки. Занятие полезно для дыхания и координации движений. Чтобы сделать его ещё интереснее, я добавила в стаканчики по капле разных пищевых красителей.
Сода + Уксус
Удивляйте малым, показав значимость даже простых соединений. Такой опыт будет интересно и полезно увидеть карапузам в 3 4 года. Позвольте им самим капнуть уксус. Тогда производителями пены будут именно малыши! А можно сделать вулкан, как мы.
Секретное послание
Кроха или вы окуните ватную палочку в лимонный сок или молоко и напишите/нарисуйте на листе бумаги послание. Такой опыт реально провести в домашних условиях. Осталось только прогладить лист горячим утюгом, чтобы послание стало видимым.
Цветной фейерверк в стакане
Смешиваем растительное масло с пищевыми красителями. Стоит взять разные цвета, так будет красивее. Всю эту массу переливаем в стакан с теплой водой и наблюдаем фейерверк. Кода он утихнет можно бросить шипучую таблетку аспирина.
Пенная радуга
Мы немного о то, как получить много пены, как для слона зубную пасту, говорили в статье с научными опытами. Теперь поговорим о том, как сделать радугу.
По числу пищевых красителей, что у нас есть, возьмем стаканы. В каждый Немного воды, 2 столовых ложки соды, пищевые красители, жидкость для мытья посуды. Размешаем хорошенько. А теперь вливаем в каждый стакан уксус. И радуга взрывается пеной.
Краска на цветах
У свежих белых цветов срезаем краешки стебельков и ставим в воду с красителями. Чуть больше, чем через полчаса каждый цветок начнет окрашиваться в цвет воды.
Вылупление динозавриков из яйца
Смешиваем соду с кондиционером для волос. Вылепляем фигуры по форме яйца. Внутрь каждой фигурки кладем маленького динозаврика. Вылупятся они у нас при помощи уксуса. Устройте «гнездо», разместите яйца и полейте на них уксусом.
Лизун
Лизун из домашних средств – это и опыт, и материал, и игра!
Смешать все ингредиенты: Клей ПВА, Пена для бритья, Бура (глицерин с натрием тетрабората), Пищевой краситель. Подробнее как сделать лизун
При необходимости добавлять или клей, или бур для получения необходимой консистенции.
Как поймать льдинку
В воду опустить кубики льда. Чтобы веревкой поймать один из кубиков, понадобится соль. Сделайте так, чтобы веревка просто касалась льда. Если сверху притрусить лед и веревочку солью, то подтаявший, а потом снова замерший лед «схватится» за льдинку.
Делаем подводную лодку из…
Картошка! Она тяжелее воды, а потому погружается в нее, «ложась на дно». Но, если в емкость с водой добавить соль, картошка всплывет.
Зависший мыльный пузырь
Хотите кроху 5 лет удивить? Тогда насыпьте в банку соду и погасите ее уксусом. Теперь выдуйте в банку пузырь. Он не осядет на дно из-за выделенных реакцией газов.
Кораблик
Если под рукой нет никаких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка, а вам нужно его занять, покажите ему забавный эксперимент с водой и бумажным корабликом!
Окрашиваем воду
Самые необычные опыты, когда «из ничего» появляется что-то красивое. Растолочь таблетки ампициллина, добавить дистиллированную воду и встряхнуть, пока все хорошо не смешается. Всыпать соду, добавить сульфат меди. Помешать. Окраска раствора меняется, становясь бурой.
Подопытное – мороженое
А есть ли в продукте белок? Сейчас узнаем! В растаявшее мороженое немного дистиллированной воды. Добавляем соду и сульфат меди. Если в емкости мороженое становится ярко-фиолетовой, значит, белок присутствует.
Опыты с шоколадом
Если шоколад слегка смочить водой, завернуть обратно в фольгу и отправить в холодильник, то через неделю на нем проступит сахар.
Простые опыты в детском саду для детей 5-6 лет
Оранжевая зеленка
Налить зеленку и добавить в нее раствор хлороводорода.
Неваляшки
Супер-идея -НЕВЕРОЯТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ РЕБЁНКА. Это что-то! Так просто и так классно. Малыш удивится, что шарик и фольга дают такой эффект.
Соленые сталактиты
В соотношении 1 к 1 налить силикатный клей и дистиллированную воду в стакан. Насыпать соль. И уже через 20 минут появятся заросли.
Взрыв в воде
Такие опыты можно проводить даже в детском саду. Простой водопроводной воде дать отстояться в тихом месте 2-3 дня. После чего пипеткой капнуть в воду чернила.
Получение синей жидкости
Для этого достаточно смешать раствор йода и крахмал.
Итак, к разбавленному раствору крахмала добавляем немного раствора йода. Появляется синее окрашивание. Нагреваем синий раствор. Окраска постепенно исчезает, так как образующееся соединение неустойчиво. При охлаждении раствора окраска вновь появляется. Данная реакция иллюстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры.
Какая свеча погаснет первой
ВАМ НУЖНЫ:
Прозрачная емкость (ваза/банка)
Три свечи
Две подставки для свечек (удобно делать из Лего)
⠀
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА.
Разместите свечи на разной высоте
Зажгите свечи и подождите, пока они разгорятся
Спросите ребёнка, как он думает, какая свеча погаснет первой, а какая последней, после того, как вы накроете их вазой?
Накройте свечи вазой и наблюдайте.
⠀
Сначала погаснет верхняя свечка, потом средняя, а потом нижняя.
⠀
ПОЧЕМУ ТАК?
Чтобы свечи горели, им нужен кислород.
Вещество, из которого сделаны свечи, содержит углерод С. Он взаимодействует с кислородом О2 и образуется углекислый газ СО2.
Углекислый газ собирается наверху и тушит свечи поочереди сверху вниз.